Кафедра микро и наноэлектроники
г. Луганск, кв. Молодёжный, 20а, ЛНУ им. В. Даля, корпус 3, каб. 118
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Заведующий кафедрой – кандидат технических наук, доцент Войтенко Владимир Афанасьевич.
Кафедра микро- и наноэлектроники образована в 2008 году на факультете естественных наук. В 2012 году на базе кафедры микро- и наноэлектроники, кафедры автоники и других кафедр был открыт факультет наноэлектроники и нанотехнологий. После 2014 года факультет прекратил свое существование, и кафедра снова стала структурным подразделением факультета естественных наук. В 2021 года в процессе реструктуризации университета кафедра микро- и наноэлектроники вошла в состав Института технологий и инженерной механики.
Войтенко Владимир Афанасьевич Заведующий кафедрой, к. т. н., доцент
|
Миссия кафедры микро- и наноэлектроники заключается в подготовке специалистов во всех областях современной электроники, включая микропроцессоры, микроконтроллеры, оптические и сверхвысокочастотные электронные приборы и устройства.
Целью образовательной программы является формирование современного специалиста, ориентированного на актуальные запросы рынка труда в области разработки, обслуживания и ремонта бытовой и промышленной электроники, научных исследований с применением электроники.
Перечень направлений подготовки по специальностям
БАКАЛАВРИАТ
11.03.04 - Электроника и наноэлектроника
Профиль: «Электронные приборы и устройства»
МАГИСТРАТУРА
11.04.04 - Электроника и наноэлектроника
Магистерская программа: «Электронные микроволновые и квантовые приборы и устройства»
Формы обучения: очная.
Виды деятельности выпускников
- Разработка, обслуживание и ремонт высокотехнологичных производственных линий.
- Разработка, ремонт компьютерной и бытовой техники, спутниковых систем связи и сотовых телефонов.
- Разработка, ремонт станков и обрабатывающих центров с числовым программным управлением.
- Разработка, проектирование, прокладка, настройка и обслуживание кабельных, телевизионных, интернет и телефонных линий, систем спутникового телевидения.
- Научные исследования в различных областях электроники и техники, продолжение обучения в аспирантуре, преподавание в вузе.
Профессиональные навыки, которые получают студенты
Мы начинаем с самых простых основ электроники – с изучения электронных компонентов, их устройства, принципа работы и назначения. Учим пользоваться электронными измерительными приборами и способами проведения измерений. Из радиодеталей наши студенты собирают простейшие электрические схемы, таким образом, двигаясь от простого к сложному. Поэтому любой желающий может освоить электронику, начиная с нулевых начальных знаний. Специальные учебные пособия помогут изучить основы электроники даже тем, кто не имеет на это достаточно времени. Большое количество учебных стендов, в том числе и компьютеризированных, а также несложные в освоении компьютерные программы делают процесс обучения понятным и разнообразным. Постепенно с нашей помощью вы изучите все разделы электроники, включая микропроцессорную технику и программирование микроконтроллеров, а также схемотехнику сверхвысоких частот. Эти разделы электроники являются в настоящее время наиболее востребованными и перспективными.
![]() |
![]() |
|
Моя первая конструкция | Лаборатория электроники |
Сфера деятельности выпускников кафедры
В каждом доме есть компьютер, Интернет, стационарный или мобильный телефон, кабельное телевидение, телевизор, холодильник, кондиционер, стиральная машина, микроволновая печь. Наши выпускники всегда будут востребованы в частном бизнесе по ремонту компьютерной и бытовой техники. Как бы ни менялись технологии, всегда останется проблема возникновения неисправностей, и будут нужны специалисты в этой области.
Почти в каждой семье есть автомобиль. Современные автомобили имеют бортовые компьютеры и важные электронные устройства для управления подачей топлива и торможением автомобиля. В ближайшие 10-15 лет все мировые производители автомобилей планируют полностью перейти на производство электромобилей, построенных на основе последних достижений электроники. Это приведет к резкому росту спроса на наших специалистов для обслуживания и ремонта электромобилей.
В мире активно внедряются возобновляемые и экологически чистые источники тепловой и электрической энергии. Активно развивается солнечная и ветровая энергетика, внедряются тепловые насосы. Разработка солнечных электростанций, установка и обслуживание солнечных панелей уже сегодня является перспективным направлением электроники.
В настоящее время в Республике возникла острая нехватка специалистов в области электроники и программирования микроконтроллеров и микропроцессоров. Не хватает электронщиков для разработки, ремонта и обслуживания высокотехнологичных линий, обрабатывающих центров и станков с числовым программным управлением. Потребность в наших выпускниках сейчас больше, чем мы можем предложить предприятиям Республики.
Наши выпускники успешно работают в частном бизнесе по ремонту компьютерной и бытовой техники, установке и обслуживанию кондиционеров, обслуживанию и ремонту кабельных и оптоволоконных линий связи и Интернет-сетей, сетевому администрированию, ремонту электронных весов, кассовых аппаратов, сканеров и другого торгового оборудования, установке и обслуживанию систем видеонаблюдения и охранной сигнализации, ремонту бортовых компьютеров и систем зажигания транспортных средств, установке и обслуживанию систем спутникового телевидения, обслуживанию и ремонту промышленных технологических линий по производству радиаторов для систем отопления, полиэтиленовой пленки и изделий из пластмассы, упаковке и разливу продуктов питания, производству медицинских препаратов.
![]() |
||
Ремонт оборудования | Обслуживание оборудования |
Преподавательский состав кафедры
На кафедре работают 3 доцента,4 старших преподавателя и 2 ассистента.
Научная деятельность
-
твердотельная электроника;• вакуумная и плазменная электроника;• микроэлектроника;• микроэлектроника сверхвысоких частот;• технологии микроэлектроники;• физика ядра и элементарных частиц;• физика высоких плотностей энергий;• физика космических лучей;• физика атмосферы и магнитосферы Земли;• радиофизика и радиоастрономия;• оптика, фотометрия;• гидроакустика;• гляциология и изменение климата;• экология и гидрометеорология;• промышленный транспорт;• материаловедение;• медицинские приборы;• трибология.
Рассмотрим кратко только некоторые исследования и разработанные для них электронные приборы.
1. Исследование космических частиц сверхвысоких энергий проводилось на крупнейшем в мире декаметровом телескопе УТР-2 и на антарктической станции Вернадский. Для этих исследований были разработаны и изготовлены три измерительных комплекса, в которые входили десятки приборов и три ЭВМ. По результатам исследований был уточнен спектр космических частиц сверхвысоких частот.
Антарктическая станция Вернадский | Мюонный детектор |
2. Исследование солнечно-земных связей осуществлялось при помощи комплектов разработанного и изготовленного научно-исследовательского оборудования, размещенного одновременно в Луганске, Киеве (Главная оптическая обсерватория НАНУ), и магнитной обсерватории НАНУ в с. Снежное. По результатам исследований были получены новые корреляционные зависимости, отражающие пространственную корреляцию между исследуемыми параметрами в трех удаленных друг от друга населенных пунктах.
Оборудование для ГАО НАНУ | Гамма-монитор для ГАО НАНУ |
3. Были разработаны прототипы аналогов зарубежных озонометров для сети озонометрических станций НАНУ, а также модернизированы озонометры М-124. Результаты проведенных исследований позволили провести полную модернизацию озонометров на базе предприятия Метеоприбор.
Актинометр, пиранометр, фотометр, озонометр разработаны для ГАО НАНУ |
Робот-озонометр разработан на кафедре |
4. Исследования вариаций приземного озона в Луганске проводились с использованием разработанных портативного и роботизированного озонометров. Озонометр-робот работает в окнах прозрачности атмосферы, соответствующих озонометру М-124, чем обеспечивается приемлемость новых и ранее полученных данных. Озонометр-робот сохранил метрологические характеристики озонометра М-124, поэтому не имеет полных аналогов в мире.
MICROTOPS в Луганске | Автоматический солнечный фотометр |
5. По международной программе AERONET, охватывающей все без исключения страны и территории мира, в Луганске проводились многолетние исследования атмосферных аэрозолей, озона, водяного пара и соединений, разрушающих озоновый слой Земли. Для этого во временное пользование были предоставлены для Луганска два фотометра-робота CIMEL с разными метрологическими функциями и портативный фотометр-озонометр MICROTOPS II.
AERONET в Луганске | CIMEL и его луганский аналог |
Такое оборудование имело предельно высокую стоимость для отечественной науки и имело ряд недостатков. Поэтому было принято решение разработать отечественные портативные и роботизированные солнечные фотометры и озонометры, которые бы имели низкую стоимость и имели такие же функциональные возможности и характеристики. Разработанные прототипы таких приборов прошли калибровку в ведущей лаборатории физики атмосферы проекта AERONET, находящейся в университете Лилля (Франция) и вызвали большой интерес.
Калибровка луганского фотометра в Лилле | Лаборатория оптики (Франция) |
Идея создания отечественной фотометрической и озонометрической сети на базе Луганских разработок была встречена с энтузиазмом и в настоящее время учеными кафедры исследования в этом направлении успешно продолжаются.
Международное сотрудничество
В настоящее время кафедра налаживает научные связи и ищет заинтересованных лиц и организации в Российской Федерации. В частности, ведутся работы по проектированию электронных устройств различного назначения совместно с ГП «ЦКБМ «Донец» для заказчиков из РФ.
Практическая деятельность
Сотрудники кафедры оказывают безвозмездную посильную консультационную помощь, а также помощь в проектировании, разработке, изготовлении и ремонте электронного оборудования, установок и станков, как подразделениям университета, так и сторонним организациям. Практически все дипломы бакалавров и магистров направлены на решение конкретных практических и научных задач, поэтому имеют практическую успешность. Очень активно на кафедре ведется разработка и обновление учебного оборудования для обеспечения практических и лабораторных занятий по всем читаемым дисциплинам, а также электронных измерительных устройств для научной работы студентов и аспирантов кафедры. Кроме этого на кафедре ведутся практические разработки, предлагаются электронные устройства для промышленности и транспорта, создаются новые конструкции и внедряются новые материалы. Многие прикладные исследования ведутся совместно с учеными других кафедр университета, что способствует повышению уровня научных разработок.
![]() |
||
Составление карты аэрозольных загрязнений в Донбассе во время движения автомобиля при помощи солнечного фотометра-робота |
Составление карты аэрозольных и радиационных загрязнений окружающей среды при помощи высокоточного GPS |
Среди новых разработок кафедры, выполненных совместно с тиром университета, следует отметить семейство электронных мишеней для стрелковой подготовки учащейся молодежи, проводимой в тире спортивного комплекса университета. Эти разработки с интересом встречены организациями, входящими в Стрелковый союз России.
Тренировка спортсмена по ActionAir с использованием Тренировка спортсмена по ActionAir с использованием
разработанной электронной мишени «Бьянчи» многофункционального стрелкового тренировочного комплекса
Дополнительная информация
На кафедре существует научно-исследовательская лаборатория электроники и технологии электронной компонентной базы НИЛ ЭТЭКБ, в которой ведется разработка и изготовление значительной части электронных приборов и устройств научной, прикладной и учебной направленности, а также проводится научно-исследовательская работа аспирантов по специальности 05.27.06 «Технология и оборудование для производства полупроводников, материалов и приборов электронной техники». Кроме этого кафедра активно использует возможности отдела технических средств университета, с которым имеет многолетний положительный опыт сотрудничества.
![]() |
||
Компьютеризированный лабораторный стенд |
Бакалаврская работа – привод для зонной плавки на базе планшетного компьютера |
Трудоустройство выпускников
Выпускники данного направления подготовки занимаются разработкой, обслуживанием и ремонтом: электронных приборов различного назначения; высокотехнологичных производственных линий; компьютерной и бытовой техники, спутниковых систем связи и сотовых телефонов; электронных блоков станков и обрабатывающих центров с числовым программным управлением; оптических, кабельных, телевизионных, Интернет- и телефонных линий, систем спутникового телевидения; микропроцессорной техники; техники сверхвысоких частот.
![]() |
![]() |
Работа в лаборатории с использованием электронных измерительных приборов |
Работа в офисе с использованием компьютерных и Интернет-технологий |
Трудоустройство выпускников
Обеспечение потребностей предприятий Луганской Народной Республики: ГП «ЦКБМ «Донец», ООО «ЛугаМаш», ПАО «Луганский литейно-механический завод», ООО «Луганский завод трубопроводной арматуры «МАРШАЛ», ГУП ЛНР «Луганская железная дорога», ГП «ЛНПВК», ГУП ЛНР «ЛУГМЕДФАРМ», ООО «Луганская табачная фабрика», ООО «Луганский ликеро-водочный завод «Луга-Нова», а также предприятий Российской Федерации: ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ФГУП «КБ Приборостроения», АО «Ангстрем», «ВЗПП-Микрон», ПАО «ГРАНИТ», НПО «Электроника», ОАО «Московский НИИ приборной автоматики».
Массовые и воспитательные мероприятия
На кафедре приветствуется любая активность и инициатива студентов, благодаря чему в студенческих группах и между студентами разных курсов складываются доброжелательные отношения, построенные на взаимопомощи и дружбе. Этому во многом способствуют массовые и воспитательные мероприятия, проводимые в университете.
.
Наши студенты | Освобождение Луганска |
Мой отец выбрал электронику, потому что за ней было будущее.
Я выбрал микроэлектронику и программирование, потому что это настоящее.
Мой сын выбрал микро- и наноэлектронику, потому что это его будущее.
А какое будущее Вы хотите себе и своим детям?